Реклама



счетчик для сайта




Интересное





Четверг, 04.25.2024, 5:58 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
Цивилизация Шумеров
Главная | Регистрация | Вход
Рабство у Шумеров.


С развитием производительных сил в шумерийском и аккадском обществе, с ростом производительности труда появляется прибавочный продукт, а вместе с тем и эксплуатация человека человеком в форме рабства.Одну из древнейших форм рабства мы находим ещё в патриархальной семье.

Круглый храм и жилые кварталы шумерского города. Городище Хафадже. Первая половина III тысячелетия до н.э. Реконструкция.
"Круглый храм" и жилые кварталы шумерского города. Городище Хафадже. Первая половина III тысячелетия до н.э. Реконструкция.

На наличие этих скрытых видов рабства, впервые возникающих в семье, указывает целый ряд шумерийских и аккадских документов. Древнейшее семейное право, зафиксированное в шумерийском кодексе, разрешало отцу продавать в рабство своих детей. И это было не мёртвой буквой закона, а вполне реальным правом, постоянно осуществлявшимся в семейном быту. Родители часто продавали своих детей в рабство, причём условия такой продажи записывались в особых документах, сохранившихся до нашего времени. Некоторой маскировкой этой продажи был обычай усыновления чужого ребенка, что нередко закреплялось в особом документе. Усыновляющий платил отцу усыновлённого определённую сумму в качестве платы за усыновление. Таким образом, это усыновление было скрытой формой продажи ребёнка.

План гробницы царицы Шубад. Ур. I династия
План гробницы царицы Шубад. Ур. I династия.

Характерной чертой патриархальной семьи в древней Месопотамии является неполноправное положение женщины, усугубленное обычаем многоженства. Дочерей нередко продавали в рабство, на что указывает встречающиеся в документах термин: "цена жены”. Развитию рабства в сильной степени способствовала долговая кабала. Во многих документах фиксируются ссуды, в частности, зерном, которые вынуждены были брать бедняки у богачей. Само собой разумеется, что бедняки часто не имели средств, чтобы своевременно вернуть ссуду вместе с наросшими процентами. Запутавшись в долгах, бедняк нередко становился жертвой ростовщика. Ему угрожало неминуемое рабство.

Но древнейшим и важнейшим источником рабства были упорные войны, которые постоянно вели между собой сперва родо-племенные союзы, а затем и отдельные государства Шумера и Аккада, а также более крупные государственные образования с соседними народами. Эти войны, в первую очередь, приводили к захвату большого количества пленных, обычно превращавшихся в рабов. Этот факт нашёл своё отражение в шумерийской письменности. Слово "раб” писалось при помощи сложного знака, который должен был обозначать понятие "человек из горной страны”. Очевидно, пленников, захваченных в войнах с восточными горными племенами, обычно превращали в рабов.

Рабов в Шумере называли "саг”, что значит "штука”, а в Аккаде "арду”, что означает "опустившийся”, или "решу” — "голова”. Это указывает на то, что в Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. становятся довольно отчётливыми формы рабовладельческой эксплуатации и что на свободных людей, обращённых в рабство, в полной мере смотрят как на рабов, приравнивая их к товару или скоту, считая их по штукам или по головам. Судя по сохранившимся документам, рабов довольно часто продавали. Стоимость раба колебалась от 14 до 20 шекелей серебром [117—168 г серебра].

Захват пленного. Часть перламутровой инструстации из Киша
Захват пленного.
Часть перламутровой инструстации из Киша.
Около 2700 г. до н.э.

Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Наряду с этим наименее обеспеченные слои общинников постепенно разорялись, превращались в бедняков и даже в рабов. Этот процесс расслоения общин нашел своё отражение и в языке. Появляются древнейшие социальные термины, служившие для обозначения как богачей, так и бедняков. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются "большими людьми” (лугаль), которым противостоят "маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.

Это древнейшее классовое общество возникает на развалинах родового строя. Ему присуще примитивное, ещё не развитое рабство. Рабовладельцы эксплуатируют труд рабов, а также свободных бедняков. Непримиримые классовые противоречия приводят к образованию государства. Рабовладельцы нуждаются в аппарате господства, чтобы удержать в повиновении значительные массы бедняков и рабов.

Источник: "История Древнего Востока" В.И. Авдиев. Издание второе, дополненное и переработанное. Государственное издательство политической литературы, 1953.

shumer.ucoz.ru © 2024