Реклама



счетчик для сайта




Интересное





Вторник, 08.22.2017, 5:54 PM
Приветствую Вас Гость | RSS
Цивилизация Шумеров
Главная | Регистрация | Вход
Шумерский рай.


Дильмун в клинописных текстах: история и легенда шумерского рая В.В.Емельянов Санкт-Петербургский Государственный университет

Вопрос о географическом расположении рая волновал умы богословов, поэтов и философов со времен средневековья. Самый древний ветхозаветный источник, из которого черпались все сведения реконструкторов, - Книга Бытия - гласит:

"...Бог не посылал дождя на землю и не было человека для возделывания земли, но пар поднимался с земли и орошал все лицо земли. И устроил Бог сад в (месте) источника на востоке, и поместил там человека, которого создал... И река выходит из источника для напоения сада, а потом разделяется и становится четырьмя потоками. Имя одного Фисон: он обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Тигр; она течет пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Бог человека, и поселил в саду у (места) источника для возделывания и охраны его" (Gen. 2:5-15).

В еврейском и греческом текстах рай именуется этимологически различно. В древнегреческом языке paradeisos означает "огражденное место" (из персидского pari-daeza). В древнееврейском gan значит "сад, огород" от глагола "хранить, ограждать", 'eden "скважина, источник" от глагола "открывать месторождение, углублять". Направление, в котором, согласно тексту Книги Бытия, расположено это "огражденное место со скважиной", обозначено еврейским словом kedem, значащим одновременно "восток, начало, стародавние времена". Стало быть, речь идет не только о пространственной, но одновременно и о темпоральной локализации рая - "на востоке давным-давно". В 1956 г. в книге "История начинается в Шумере" американский шумеролог С.Н.Крамер высказал гипотезу о расположении рая в стране Дильмун близ Шумера, а саму идею рая назвал шумерской: "Прежде всего, - пишет он, - есть основания полагать, что сама идея рая, сада богов, зародилась в Шумере. Шумерский рай, согласно поэме (об Энки и Нинхурсаг - В.Е.), был расположен в стране Дильмун, очевидно в юго-западной части Ирана. В этой же стране Дильмун поместили позже свою "страну живых" - cтрану бессмертия - вавилоняне, семитический народ, покоривший шумеров. Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме - там, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун". Гипотеза Крамера нашла продолжение в фундаментальном исследовании великого голландца Я.Ван Дейка о шумерской космогонии - в той его части, где приводится сравнение древнейшего шумерского космогонического фрагмента с цитированной выше Gen. 2:6 об орошении лица земли паром. Фрагмент этот, известный под условным названием Ukg.15 (Урукагина N 15), составлен в XXIV веке д.н.э., во время царствования Урукагины Лагашского (ок. 2318-2312 гг.) и состоит из 14 строчек. Первые четыре строчки пока не поддаются интерпретации, начиная с пятой текст гласит:

ki-buru3 a @e3-ma-si / an en-nam @ul-le-@e3 al-gub / an-ki te@2-ba sig4 an-gi4-gi4 / u4-ba en-ki nun-ki nu-si12 / dEn-lil2 nu-ti / dNin-lil2 nu-ti... / u4 nu-zal-[zal] / i3-ti nu-e3-e3 "/

Скважина воду испустила. / Ан - владыка он - в молодечестве своем встал. / Ан и Ки друг на друга кричали (т.е. раскололись, отошли друг от друга - В.Е.). / Тогда Энки-Нинки не было, / Энлиль не жил, / Нинлиль не жила, /(две непонятных строчки) , / День не проходил, / Новый месяц не выходил" (Ukg.15 I 5- II 5, III 3-4).

Мы согласны признать правоту Крамера и Ван Дейка, указавших на генетическую связь мифологемы рая с образами шумерской мифологии, и в качестве опытной проверки их гипотезы попробуем рассмотреть самый вероятный вариант локализации рая - страну Дильмун - на базе всех существующих шумеро-аккадских источников. Однако, для пользы такого объективного анализа нужно с самого начала отказаться от сравнительного подхода и строго следовать данным языка и хронологии. Проблема Дильмуна занимает историков Древнего Востока уже больше столетия. Еще в 1880 г. один из первых ассириологов сэр Г.Раулинсон идентифицировал клинописный топоним Dilmunki как остров Бахрейн, основываясь на данных экспедиции капитана Дюрана, обнаружившей на Бахрейне каменный конус с посвятительной надписью. Надпись была адресована хорошо известному по другим текстам дильмунскому богу Инзаку/Энзагу. Конус, к несчастью, впоследствии был утрачен, но факт связи дильмунского бога с Бахрейном подхватили следующие поколения археологов и филологов. Раскопки, проведенные на Бахрейне, в Кувейте (о. Файлака), на востоке Аравии уже в нашем столетии, выявили множество фактов, свидетельствующих о распространении цивилизации дильмунского типа на территории от Южного Двуречья (Убейд) до Аравийского полуострова. В этом историко-географическом пространстве были обнаружены ремесленные изделия и печати "дильмунского типа", а в Кувейте, кроме того, еще и клинописные тексты с упоминанием шумерского бога Энки и дильмунского Инзака. Кроме того, в Бахрейне удалось найти многочисленные погребения, датированные временем, синхронным протошумерскому периоду Убейд (конец IV тыс. до н.э.).

Все эти новые сведения заставили исследователей кардинальным образом изменить свой подход к проблеме Дильмуна. В 1928 г. появилась статья ассириологов Э.Барроуза и А.Даймеля, в которой было предложено отождествить Дильмун не с одним только Бахрейном, а с частью Аравийского материка - от Омана до Басры. Основанием для такого предложения послужили следующие текстовые аргументы:

а) в глиняном цилиндре Ашшурбанапала сказано, что Дильмун находится "в середине Нижнего моря" (Нижним морем жители Месопотамии называли Персидский залив), а в надписи Саргона II место обитания племени Бит-Якин определено "от берега горькой реки до границ Дильмуна". Т.е. в этих двух надписях Дильмун предстает якобы и как остров, и как материковая территория;

б) греческий топоним для Бахрейна - Tylos, а современное арабское слово Thalum употребляется для именования земли на противоположном от Бахрейна берегу.

В 1963 г. С.Н.Крамер предложил локализовать Дильмун в районе Инда или в Балухистане - на том основании, что в шумерском мифе о потопе Дильмун назван "местом восхода Солнца", а Бахрейн по отношению к Ираку находится на юге, а не на востоке. В 80-х годах гипотеза Дильмуна как гигантского историко-географического пространства была подхвачена филологами и археологами древнего Ближнего Востока. В частности, Б.Альстер полагает, что с точки зрения клинописной филологии наиболее предпочтительно считать Дильмун Бахрейном, но с точки зрения археологии понятие Дильмуна расширяется до большой территории стран Персидского залива, являющейся зоной межкультурных контанктов.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Протописьменный период. Уже в начальный период возникновения письменности в Двуречье появляется клинописная идеограмма, напоминающая слитые знаки NI и TUKU и читаемая как di-el-mu-un/di-il-mu-un. NI можно понять как i3 "масло", zal "сиять, испускать свет"; TUKU однозначно "иметь что-то", "владеть чем-то". В силлабариях встречается еще и вариант MI2.TUKU ("женщина" + "иметь") (MSL II, 66). Это написание напоминает нам о том, что и знак NI можно понять в его первом значении ni(tah) "мужчина" (AHw, 1526). Тогда оба знака можно интерпретировать как NI "мужчина" + TUKU "иметь". Возможно, речь идет о первом браке, совершенном после сотворения мира первой парой богов (о чем см. миф "Энки и Нинхурсаг"). Но возможно и то, что в качестве идеограммы для обозначения Дильмуна выступает некий предмет, части которого весьма напоминают два протошумерских знака, слитых воедино. В административном тексте периода Урук III упоминается некто erim Dilmun suha "глава рабочего отряда из Дильмуна", получающий одежду и ткани. В другом урукском тексте этого же слоя фигурирует gibil-nun-Dilmun, получающий ковры и маты. Еще один текст фиксирует получение группой людей небольших порций продовольствия. Среди получающих рыбу и, возможно, пиво значится hi-x-x-Dilmun name@da "PN правитель". В перечне металлических изделий этого же времени встречаем "большой топор", "топор для двух рук", "топор для одной руки" и "топор Дильмуна". Наконец, в перечне должностей, в разделе enkum ("сборщик податей"), встречаем должности "главный энкум", "энкум урожая", "энкум Тигра", "энкум Дильмуна". Раннединастический период. Архаический Ур. В перечне имен собственных встречаем 4 имени, включающих Dilmun, особенно интересно имя dumu-Dilmun "сын Дильмуна" ("сын" в Месопотамии - то же, что "гражданин"). Фара. Здесь в учетных текстах, рационах и текстах о продаже полей встречаются имена собственные, после которых идет знак Dilmun. Непонятно, идет ли речь о части имени собственного или о территориальной принадлежности упомянутых лиц. Эбла.

В географическом списке встречаем Dilmunki рядом с Elamki - указываются страны, находящиеся в контакте с шумерскими городами. В другом тексте говорится о местах, на которые распространяется божественная власть Энлиля и Энки: Auburki, Sum-ar-rumki, Dilmunki. Еще один текст упоминает "олово Дильмуна", меру веса "10 мин дильмунского олова", "медь Дильмуна", "арфу Дильмуна", "солод Дильмуна" и "дерево Дильмуна" (Дж.Петтинато считает, что речь идет о пальме). Лагаш. В строительных надписях Ур-Нанше упомянута ma2-Dilmunki "ладья Дильмуна", доставляющая из дальней страны gu2-gi@ "древесные стволы". В тексте времени Лугаланды (1 год) торговый агент Ур-Энки доставляет жене энси Энентарзи Димтур 234 мины меди (ок. 100 кг) из Дильмуна. Тот же Ур-Энки впоследствии доставляет 214 мин меди самому Лугаланде. На 5-м году его правления чиновник Шубур дает Ур-Энки 180 мин (75 кг) кедра и 1207 л зерна и муки для обмена этих продуктов на Дильмуне. На 6-м году правления Лугаланды его жена Баранамтарра получает 5 мин шерстяной одежды и 5 мин серебра, привезенных из Дильмуна и взвешенных во дворце. Текст времени Урукагины сообщает о шелковых одеяниях, привозимых из Дильмуна для статуй богини Бау, а также о приношении бронзовых моделей "ладьи Дильмуна" царицей Шагшаг в дар богине Нанше. Есть также сообщение о sum-Dilmunki "луке Дильмуна", который произрастает на огородах Лагаша. Умма. В хозяйственных текстах из архива этого города упомянуто 159 человек, а также еще несколько человек, предназначенных для "ладьи Дильмуна". Число этих людей разбито (предположительно, 3 Династия Саргон. Маништусу. Кутии и Гудеа В Цилиндре А Гудеа перечисляются подвластные Шумеру земли, принимающие участие в построении храма Нингирсу. После упоминания о привлечении людей Элама и Суз, древесины Магана и Мелуххи к строительству текст говорит:

dNin-za3-ga-da a2 mu-da-ag2 / urud-da-ni @e-mah-du-a-gim / Gu3-de2-a e2-du3-a-ra / mu-na-ab-us2-e / dNin-sikil-a-da a2 mu-da-ag2 / gi@ha-lu-ub2-gal-gal gi@esi gi@ab-ba-bi / ensi2 E2-ninnu du3-ra / mu-na-ab-us2-e

"С Нинзагой он (=Гудеа) посоветовался, медь ее, подобно (судну), отборный ячмень везущему, Гудеа для построения храма взял. С Нинсикилой посоветовался, большие стволы хулуппу, эбеновое дерево, дерево абба энси для построения храма взял" (A XV 11-18).

Нинзаг(а) и Нинсикил(а) - имена божеств Дильмуна (см. ниже).

III династия Ура 6 хозяйственных текстов, в которых даются рационы для дильмунских рабочих. 2 текста из Дрехема относительно пищи для бога Марту и жрецов, прибывающих из Дильмуна. Тексты из Исина, упоминающие об отправке морем кожи в Дильмун. В Файлаке (Кувейт) - цилиндрическая шумерская печать. В тексте о путешествии Нанны в Ниппур, составленном в это время, Ниппур превозносится как "город, который до возникновения Дильмуна был засажен финиковыми пальмами".

Старовавилонский период: Исин и Ларса Тексты из Исина, сообщающие об отправке морем кожи в Дильмун. Цилиндрические печати из Файлаки с упоминанием богов: dEn-ki 3 раза, dIn-za-ak 4 раза. Конус из Ура эпохи Варад-Сина, сообщающий о восстановлении урского храма E2-Dilmun "дом Дильмуна", посвященного Иштар. Надписи на сосудах из Файлаки: Инзак, Инзак и Энки, храм Инзака (E2-u@umgal "храм Дракона") - 6 раз. Фрагмент таблички из Файлаки с упоминанием имени богини dNin-sikil(a). Печати "дильмунского типа" встречаются в эту эпоху в Бахрейне, в Файлаке, в Месопотамии, в Луристане, Туркмении и Индии. Вот примеры наиболее интересных надписей:

[...]-gal / [...] en (?)- Dilmunki / [...] x e2 / [...]-ni / [...In]-za-a[k] / [...mu-na]-n[i-dim2]

"... Правитель (?) Дильмуна построил храм (?) для своего бога Инзака";

dIM be-lu GAL / DINGIR ri-me-nu-u2 / tab-ni u-bi-ib / @u-ul-li2-im / ERE3 pa-li-ih-ka / Ki-im-ru / DUMU Ke-e @-gal

"О Адад, великий владыка, милостивый бог ! Ты создал, очистил и сохранил в целости раба, почитающего тебя - Кимру, сына Кешгаля !".

a-na dEn-ki / TIL.LA.A.NI.IR / mRi-iq?-qa2-tum

"Энки ради его жизни - Риккатум"

Старовавилонский В тексте "Энлиль и Нинлиль" мимоходом упомянуты корзины с финиками из Дильмуна. В хозяйственных текстах из Мари говорится о поселениях Дильмуна, гонцах из Дильмуна и даже о царе одного из дильмунских поселений (гостившем в царском дворце Мари). Поселения Дильмуна упомянуты и в "Победной стеле Зимри-Лима" (также Мари). Исинские тексты все так же аккуратно сообщают об отправке морем кожаных изделий в Дильмун.

Средневавилонский период Надписи из Файлаки 4 раза упоминают вавилонского бога Мардука, один раз - бога дождей и ветров Адада, один раз - Энки. От этого же времени дошли 2 письма, датируемые временем Бурнабуриаша II (1375-1347 гг.). Письма присланы в Ниппур градоначальнику Илийе официальным представителем касситских царей на Дильмуне Илиппашрой. Речь в них идет об усилении арамейских племен в районе Дильмуна. Каждое письмо сопровождается пожеланием: "Пусть Инзак и Мескилак, боги Дильмуна, охранят твою жизнь !" Среднеассирийский период В надписи Тукульти-Нинурты I (1244-1208 гг.) встречаем такой эпитет: "Царь Шумера и Аккада, царь Сиппара и Вавилона, царь Тильмуна и Мелуххи, царь Верхнего и Нижнего морей".

Новоассирийский период В надписи Саргона II читаем: "Упери, царь Дильмуна, место отдыха которого за 30 двойных часов в середине моря, где восходит Солнце, подобно рыбе, прослышал о мощи Ашшура и принес свои дары". 30 двойных часов пути приблизительно равны 500 км. Следовательно, Дильмуном в это время никак не может быть Файлака и очень может быть Бахрейн. В другом тексте того же царя ареал обитания племени Бит-Якин означен "от горького речного берега до пределов Дильмуна". В цилиндре Ашшурбанапала Дильмун расположен "в середине Нижнего моря".

Таковы известные нам источники исторического характера. Опираясь только на них без привлечения данных археологии, можно сделать следующие выводы:

1. В документах раннешумерской эпохи из Шумера и Эблы отчетливо видно, что уже в Протописьменный период Дильмун был втянут в политико-экономические отношения с шумерскими городами, причем на него распространялась власть главных богов шумерского пантеона Энлиля и Энки (т.е. городов Ниппура и Эреду). Политические отношения в этот период проявляются в использовании граждан Дильмуна на общественных работах в Уруке, а экономические - в импорте орудий труда, строительного леса, шерстяных изделий, лука, олова, серебра и меди из Дильмуна. Существовала даже должность "сборщик податей с Дильмуна", что может говорить о подчиненности этой территории шумерским городам. Известна также "дильмунская ладья", доставляющая лес из чужих стран (по более поздним текстам, из Магана и Мелуххи). Известна и мера веса "дильмунский сикль". Тексты показывают, что под Дильмуном в это время понималась территория, отделенная от Шумера водой, но относящаяся к Шумеру административно и связанная с ним несколькими общими культами.

2. Тексты Аккада, Гудеа и III династии Ура показывают, что Дильмун - это:

а) место, откуда в гавани городов Южного Двуречья приходят торговые суда, груженые мукой;

б) что на Дильмуне не хватает кожи и кожаных изделий, и эти товары везут на кораблях из Исина;

в) что в Уре существует храм, названный в честь Дильмуна и посвященный Инанне;

г) что при строительстве храма правитель Шумера с согласия местных богов может воспользоваться дильмунским строительным лесом. Печати из Файлаки, только появляющиеся на Дильмуне, свидетельствуют о проникновении дильмунцев на территорию Аравии в конце III династии Ура.

3. Пик торговой деятельности дильмунцев приходится на Старовавилонский период, когда происходит проникновение печатей


РЕЛИГИОЗНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

Боги Дильмуна Исследование дильмунских культов было предпринято в 1984 г. тюбингенским профессором арабского происхождения Х.Нашефом. Согласно его разысканиям, главной божественной парой Дильмуна были Инзак и Мескилак, которых дильмунцы в Старовавилонский период отождествляли с шумерскими Энки и Дамгальнуной. С другой стороны, шумеры считали главными богами Дильмуна Нинзаг/Энзаг и Нинсикиль, причем делались попытки инкорпорировать этих божеств в местный пантеон. Помимо Шумера, бог Инзак был известен в Сузах (Элам). Скорее всего, культ Инзака связан с вегетацией финиковой пальмы.

Объясняя наш подход по вопросу об именах дильмунских богов, мы невольно входим в область этнокультурных мифов Шумера, согласно которым есть только два места в мире (помимо священного Ниппура), обладающих абсолютным сакральным статусом - это Дильмун и Аратта. Аратта находилась на восточном краю мира, Дильмун - на южном. Поэтому обе эти земли были связаны с началом мира, с божественными МЕ и в аккадском именовались эпитетом kabtu "почтенный, значительный", которого удостаивались только старшие члены рода и богоизбранные государи. Приведем основные контексты: dil-mu-unNI+TUKUki = kab-tu "почтенный" (Ea II 39; Diri VI C 121; Igituh I 258) a-rat-taLAMxKUR.RUki = kab-tum (Diri IV 88; Proto-Diri 547a) Dilmun (MI2.TUKU) ku3-kur me-e sikil-la [...] "Дильмун - святая гора чистых МЕ..." (VS II, 5 ii 27) kur-me-sikil-la "гора чистых МЕ" (об Аратте в BASOR 96, 21).

Итак, Дильмун и Аратта считаются у шумеров территориями, с которых начинался обитаемый мир и которые хранят в себе потенции всех форм этого мира. Земли эти воспринимаются общинным сознанием как "старшие" и пользуются огромным уважением. К этому подводит, кроме уже сказанного, и их территориальный статус "края земли". Возникает семантическая цепочка "край мира-начало мира-МЕ мира-почитание в мире". В эту цепочку органически вписываются имена, фигурирующие в раннешумерских текстах - nin-za3-ga, nin(-me)-sikil-la, где "владыка края" органично связан с "владычицей (изначальной) чистоты". Принимая во внимание приведенные аргументы, можно допустить, что имена дильмунских богов - шумерского происхождения, и что клинописные тексты, касающиеся Дильмуна (за исключением эблаитских и надписей из Файлаки), отражают один-единственный взгляд на эту область - взгляд человека Древней Месопотамии, шумера и семита.

"Энки и Нинхурсаг" Записанный в Ниппуре Старовавилонского периода гимн-миф "Энки и Нинхурсаг" с начала XX столетия считают древнейшим в мировой литературе описанием райской жизни и грехопадения. Начиная с Шейля, шумерологи были уверены, что именно этот текст послужил прообразом известной ветхозаветной истории об изгнании Адама в мир.

Великий шумеролог С.Н.Крамер выдвинул красивую гипотезу по поводу имени одного из упомянутых в тексте божеств dNin-ti: в шумерском ti значит одновременно и "жизнь", и "ребро"; отсюда понятен мотив создания женщины из ребра Адама. В настоящее время эта сравнительная линия практически исчерпана, поэтому лучше всего обратиться к собственно шумерологическому аспекту анализа. Весь текст, исключая гимническую интерполяцию, состоит из девяти ключевых формул, маркирующих строго определенное действие.

ФОРМУЛА ИДЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ: чистота + цельность предмета без признаков жизни (стрк. 1-30). Дильмун назван здесь "местом светлым, чистым, сияющим", что указывает на его сакральный статус. В шумерских заклинаниях "свет" связан с Небом, "чистота" с Землей, "сияние" - с областью Середины Неба. Точно те же эпитеты в связи со сферами мира употребляются в отношении предвечных МЕ. Итак, первая часть текста показывает, что Дильмун - место, откуда пойдет начало и членение мира и где актуализируются все мировые потенции.

ФОРМУЛА ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОД (соленых в пресные): зарождение жизни вовне (31-64). Нинсикила просит своего отца Энки даровать воду каналам города. В акте превращения вод участвуют Энки, Уту и, по-видимому, Нанна. Пресная вода выводится или из-под стопы бога, или из сосуда "гирри". Водой наполняются колодцы, ключи. Пресная вода называется в тексте "водой изобилия" - с ее появлением Дильмун должен стать "кладовой Страны". Далее описывается напоение пресной водой полей, нив и пастбищ. Запомним астрономический момент акта: Уту-Солнце встает в небесах над Дильмуном, в это же время проводится праздник в честь бога Луны. Само же действие совершается богом подземных вод Энки. На стр. 151 своей книги "История начинается в Шумере" Крамер полагает, что эта часть текста напоминает Gen. 2:6 (ранее разобранный нами в связи с гипотезой Ван Дейка).

ФОРМУЛА СОИТИЯ: зарождение жизни внутри (65-187). После напоения водой дильмунской земли начинается цепь соитий Энки и Нинсикилы/Нинхурсаг. До первого соития богиня называлась dNin-sikil-la "владычица чистоты", что подчеркивало ее статус девственницы. После соития она получает имя dNin-hur-sag(-ga) "владычица лесистой горы", свидетельствующее о состоянии беременности. Беременность Нинхурсаг длится 9 дней - день за месяц. Энки сперва вступает в брак со своей дочерью, затем - с внучкой, правнучкой. Праправнучка, следуя совету Нинхурсаг, изливает семя Энки на землю, чтобы прекратить цепь непрерывных рождений и браков.

ФОРМУЛА ОТВЕРЖЕНИЯ СОИТИЯ: зарождение внутренней жизни вовне (188-195). Из земли, на которую упало отвергнутое семя Энки, выросли 8 растений. Названия большинства из них не позволяют провести надежную ботаническую идентификацию. Однако, относительно двух растений можно сказать, что они растут в заболоченной воде, и одно из них является лакомством для рыб, а другое имеет множество способов употребления - от магии и медицины до изготовления корзин.

ФОРМУЛА ПОЗНАНИЯ: возвращение живущего вовне внутрь с целью познания его свойств (196-217). Энки подзывает своего наперсника Исимуда и спрашивает его: "Что это ? Что это ?" Исимуд называет растение по имени, и Энки тут же съедает это растение ("определяет судьбу растениям, сердце их познавая").

ФОРМУЛА ПРОКЛЯТИЯ: удаление от живущего "ока жизни" (218-220). Нинхурсаг, узнав о действиях Энки, проклинает его имя такими словами: "Оком жизни до смерти его на него не гляну !" Едва ли не единственной в шумерской литературе параллелью к этой строчке является стрк. 164 "Нисхождения Инанны": "Эрешкигаль взглянула на Инанну оком смерти". Пока неизвестно, являются ли эти антонимы просто красивыми образами, или же в мифологии это совершенно определенные предметные сущности, подобные египетскому "Оку Гора". Крамер сопоставляет эту часть с библейской историей наказания.

ФОРМУЛА ИСЦЕЛЕНИЯ: замещение болезней внутри богами вовне (250-269). Нинхурсаг с помощью лисы возвращается к Энки и спрашивает, что у него болит: "Брат мой, что болит у тебя ? - Голова моя - моя болезнь. Аба-У, бога черепа, она ему родила". По такой же формуле рождаются боги волос, носа, рта, глотки, руки, ребра, бедра (т.е. всех органов, прежде пораженных в теле Энки).

ФОРМУЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ: часть тела = владыка территории (270-278). 8 новорожденных богов и богинь распределяются по различным функциям и территориям. В названиях органов тела и должностях богов наблюдается игра слов: так, богиня ребра и жизни dNin-ti становится владычицей месяцев (nin-iti). Бог dEn-sa6-ag "владыка финиковой пальмы", назначенный главой Дильмуна, связан с бедром (zag). В колофоне провозглашается хвала "отцу Энки".

Из содержания текста ясно, что в нем идет речь не об изгнании из рая (хотя мотив преступного познания выражен довольно ярко), а о возникновении жизни на Дильмуне и о распространении этой жизни по всему свету (под которым понимаются Шумер и Маган). Жизнь - прежде всего воспроизводство и изобилие, поэтому ее субстанция проявлена на внешнем (орошение) и внутреннем (оплодотворение) планах. Земля и женщина здесь понимаются как носительницы единой репродуктивной функции, Энки - как производитель, причем имеющий в сравнении с землей и женщиной вторичную, весьма подчиненную функцию. Доминанта женского особенно ярко проступает в формуле проклятия. В тексте напряженно сосуществуют мужское и женское, внешнее и внутреннее. Они все время переходят друг в друга и борются друг с другом. В результате происходит непрерывное действие жизни. В урской версии текста содержится вставка в 21 строчку, представляющая собой гимн изобилию Дильмуна. В этом гимне говорится: "Море широкое изобилие свое пусть тебе принесет ! Дильмун - место жизни его благим пусть будет ! Пусть его ячмень - лучший ячмень ! Пусть его финики - крупными будут ! Пусть урожай его - тройной !" А среди стран-поставщиков перечислены Тукриш, Мелухха, Маган, Элам, Ур.

Приведенные данные позволяют заключить, что текст "Энки и Нинхурсаг" представляет собой идеологическую конструкцию позднешумерской эпохи, в которой дильмунские и маганские боги считаются произошедшими от шумерских, в то время как сами шумерские основатели пантеона помещены на Дильмуне. Между тем, в древнейших шумерских космогонических текстах мироздание начинается с Эреду и Ниппура. Приписывание именно Дильмуну статуса первой страны обитаемого мира, без упоминания Эреду, Ниппура и Аратты, позволяет нам датировать конструкцию концом III династии Ура- начальным этапом Старовавилонского периода, т.е. временем наибольшей торговой активности дильмунских городков и, вероятно, даже политического влияния Дильмуна. Тогда же, т.е. почти одновременно с возникновением, конструкция была зафиксирована в шумерской школе.

"Энки и устройство мира" Гимн о раздаче МЕ богом Энки представляет собой вариацию на тему новогоднего весеннего сюжета о вручении МЕ герою и его последующей интронизации. В тексте этого гимна Дильмун упоминается один раз - в той части, где путешествующий Энки благословляет соседние с Шумером земли:

219. К стране Мелухха подошел он,

220. Энки - царь Абзу - судьбу ей определил:

221. Черная страна ! Стволы твои пусть велики, лес [твой] - дерево-мес чужеземья да будет !

222. Трон из него [пусть] в царском дворце находится !

223. Пусть тростник твой велик, тростник чужеземья да будет !

224. Пусть воин (твой) оружие на месте битвы [оставит] !

225. Быки твои пусть велики, быки чужеземья [да будут] !

226. [Пусть] их крик криком туров чужеземья [будет] !

227. Пусть великие МЕ богов будут для тебя [совершенны] !

228. [Пусть] гребни петухов чужеземья - из [сердол]ика !

229. [Пусть] птица твоя - птица Хайа !

230. Крики ее пусть в царском дворце раздаются !

231. Серебро твое золотом пусть будет !

232. Медь твоя пусть оловом бронзы станет !

233. Чужеземье ! Все, что имеешь, пусть изобильным пребудет !

234. Пусть люди твои [....] !

235. Пусть [муж] твой, быку подобно, к сопернику своему выходит ! (Дальше разбито)

238. Ст[рану Диль]мун очистил, осиял,

239. Нинсикиль ее поручил.

240. [....] княжескому святилищу даровал, рыбу его ел.

241. [Пальму] полю праведному даровал, финики е[е е]л.

242. [..] x [..] Элам Мархаши [.....]

243. Разбито.

244. Царь силой, данной ему Энлилем,

245. Их храмы порушил, их стены уничтожил.

246. Серебро и лазурит - их богатство -

247. Энлилю, царю всех стран, в Ниппур принес.

248. Города не имеющего, храма не имеющего -

249. - Марту - Энки скотом одарил.

Здесь путешествие Энки показано в такой последовательности: Мелухха - Дильмун - Элам и Мархаши - Марту. Сперва упоминается нильская Эфиопия (юго-запад), затем Бахрейн (юго-восток), потом Иранское нагорье (восток) и Сирия (запад). Интересно, что в данном тексте Энки не проявляет благосклонности к Эламу и даже напротив того - разрушает и разграбляет его храмы. Другим же странам он раздает МЕ - источники жизни на весь год. Следует обратить внимание на то, что к Дильмуну здесь применяются два из трех эпитетов сакральной чистоты: sikil "чистый", zalag "сияющий". Энки препоручает страну богине Нинсикиль и дарует Дильмуну МЕ рыбоводства и разведения финиковых пальм. В гимне причудливо соединились представления разных исторических эпох.

Упоминание о стране Марту и наделении ее скотом датируется не ранее конца III династии Ура-начала Старовавилонского периода, т.е. временем господства амореев в Месопотамии. Ранее этого времени в шумерских текстах не пишут о МЕ страны Марту, поскольку не считают "западных" значительным народом. Вражда с Эламом длится с самого начала шумерской государственности, и мотив разрушения эламских храмов, несомненно, очень древний. Что же до Дильмуна, то здесь хронологически важны два момента: во-первых, Энки сам, своей волей, придает Дильмуну сакральный статус; во-вторых, Энки отдает Дильмун богине Нинсикиль, явно не будучи ее супругом, но, напротив, старшим богом, щедро одаряющим страну. Представление об отношениях шумерских и дильмунских богов как старших и младших совершенно соответствует данным текстов до III династии Ура и расходится с конструкцией текста "Энки и Нинхурсаг". Также важен для нас тот факт, что Дильмун становится святым не с самого начала и не сам по себе (как в запевке "Энки и Нинхурсаг"), а вследствие доброй воли Энки. Таким образом, идеология отношений с Дильмуном, представленная в гимне "Энки и устройство мира", представляется значительно более ранней в сравнении с "Энки и Нинхурсаг".

Это представление о Дильмуне как об одной из малых стран, получающих свою богиню и свою судьбу по воле старшего шумерского бога. В шумерской традиции известны два священных места, связанных с восходом Солнца и определением судьбы. Одно уже известно нам - это Дильмун, где определяется судьба обитаемого мира и куда поселяют бессмертного праведника Зиусудру. Известен еще du6-ku3 (DUL.KUG) "священный холм", упоминаемый в мифологических и календарных контекстах. В частности, этим термином обозначались:

1) название месяца в Ниппуре и Умме (iti-du6-ku3-dNanna);

2) часть храма в Ниппуре, Эреду, Вавилоне, Ашшуре;

3) праздник;

4) название поля;

5) место обитания первых богов;

6) место определения судеб Шамашем и Мардуком;

7) место восхода Солнца;

8) синоним водной бездны;

9) синоним подземного мира (?);

10) место создания овцы и зерна.

Так, в диалоге "Овца и Зерно" Священный Холм понимается как "гора Небес и Земли", где живут судьи загробного мира Ануннаки. Энки, видя, как они насыщаются мясом и хлебом в своем жилище, предлагает Энлилю спустить Овцу и Зерно на землю. Энлиль исполняет его просьбу, и Исходя из текстовых свидетельств, нельзя предположить, что Дулькуг является реальным географическим объектом. Напротив, слишком много фактов говорит за то, что это мифологический первохолм творения, который у народов Ближнего Востока расположен, как правило, на востоке, в месте восхода Солнца. Его позднее отождествление с Дильмуном - отождествление по функциональному признаку.

В I тыс. до н.э. уже усвоили, что первые боги жили на Дильмуне, что там же живет бессмертный праведник, что Дильмун связан с именем Энки. С каким именно Энки - никто не помнил. Показалось естественным связать Дильмун и Дулькуг по критерию святости, первородства.

В тексте "Энки и Нинхурсаг" представлена идеологическая конструкция времен Исина и Ларсы, согласно которой Энки и Нинсикиль - боги Дильмуна, и именно отсюда началась история всего обитаемого мира, включая и шумерские города. Шумерские и дильмунские боги соотносятся здесь как равные по своему статусу родственники. По нашему мнению, такая конструкция может свидетельствовать, во-первых, об отсутствии шумероцентризма на момент ее создания, во-вторых, о значительных успехах дильмунской торгово-экономической деятельности, результатом чего было стремление семитских правителей Двуречья к сотрудничеству и даже к породнению с дильмунцами.

В тексте "Энки и Нинхурсаг" и в мифе о потопе время действия приходится на зимний период, о чем свидетельствует факт восхождения Солнца над Дильмуном. Б.Альстером установлено, что в Месопотамии восход солнца большую часть года наблюдается на востоке (район гор Загроса), и только зимой, после зимнего солнцестояния, солнце восходит на юго-востоке, в районе Бахрейна. Все описания Дильмуна и его божеств представляют собой взгляд не из самого Дильмуна, а из Южного Двуречья. Об этом говорит постоянная связь дильмунских событий с культом шумерского бога Энки, "жившего" в самом южном городе Двуречья Эреду, вплотную подходившем к Персидскому заливу. Дильмун располагался в священной сфере обитания Энки (подземные воды и море).

В I тысячелетии до н.э. произошло смешение Дильмуна и Дулькуга по функциональному критерию святости, первородства, отношения к восходу солнца и отношения к культу Энки. Специфически "райские" черты Дильмуна в религиозно-идеологических текстах видны теперь довольно отчетливо. Это и место, откуда начинается мир, и место возникновения первого подземного пресноводного источника, и место насаждения первого сада, и место восхода Солнца (т.е. восток мира), и место первого греха, и место первого брака и, наконец, место бессмертной жизни первого праведника.

shumer.ucoz.ru © 2017